Жертвы преследования: политическое убежище в России

С изменениями и дополнениями от:

1 декабря 2003 г., 27 июля 2007 г., 12 июля 2012 г., 7 декабря 2016 г., 19 декабря 2018 г.

Настоящее Положение определяет порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

I. Общие положения

1. Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее именуются – лица) с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Положением.

2. Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

3. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

4. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

5. Утратил силу с 19 декабря 2018 г. – Указ Президента России от 19 декабря 2018 г. N 731

Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г.

Предоставление политического убежища в России

Довольно часто иностранцы запрашивают политическое убежище в России, которое регулируется законами. Претендовать на такой статус году могут жители страны, которые считают, что им на родине угрожают, преследуют по политическим мотивам или же они становятся жертвами насилия.

Как выглядит Документ о временном убежище

Стать обладателем документа, который подтвердит политическое убежище, можно только на основании решения, принятого Президентом России. При этом учитываются интересы государства, обстановка в регионе и мире.

Как выглядит Документ о временном убежище.

Политические беженцы, настоящие и мнимые. Проблемы экстрадиции

Тема получения статуса политического беженца и связанные с ней вопросы предоставления политического убежища была актуальна практически на протяжении всего ХХ века. Просят и предоставляют политическое убежище и сегодня. Последнее громкое дело — дело Сноудена. Но о нем — позже. Вначале хотелось бы четко определить, кто есть политический беженец, поскольку в обывательском сознании, да и в средствах массовой информации к этой категории причисляют кого угодно, только не тех, кто действительно является политическим беженцем.

С тех пор, как существует такой институт как государство, люди иногда были вынуждены покидать свои дома и страны, чтобы избежать преследования по различным признакам (расы, вероисповедания, политических убеждений и др.). Правовая регламентация данного вопроса была разработана только в середине XX века, когда появились унифицированные нормы, регулирующие статус беженцев и их правовое положение.

Одним из основных международных актов в этой сфере является Конвенция ООН о статусе беженцев, принятая 28 июля 1951 года Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созданной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1950 года.

В соответствии с данным документом под термином «беженец» подразумевается лицо, которое: «в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».

Важно отметить, что рассматриваемая Конвенция содержит в себе определение личного статуса беженца, который устанавливается законами страны его домицилия (места постоянного проживания) или, если у него такового не имеется, законами страны его проживания. В документе также указано, что беженец пользуется правами на движимое и недвижимое имущество, авторские и промышленные права, право ассоциаций, право обращения в суд, работу по найму и другими.

В данной статье, в первую очередь, хотелось бы остановиться на проблеме возрастающего количества жителей Российской Федерации, получающих статус политических беженцев за рубежом.

Обратимся к статистике. Согласно докладу, опубликованному Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, по итогам 2013 года Россия находится на втором месте по числу граждан, покидающих свою страну и ищущих убежища за рубежом, уступая место лишь Сирии. Число беженцев в последний год выросло в четыре раза и составляет на сегодняшний день 39 800 человек.

Самыми популярными европейскими странами для граждан, претендующих на получение статуса политического беженца, являются следующие:

Франция. Политбеженцам предоставлена довольно привлекательная система социального обеспечения: бесплатное медицинское обслуживание (которое может оказываться еще в процессе получения статуса политического беженца), выплата пособий, бесплатное образование, курсы французского языка и много другое. По статистическим данным из России во Францию, начиная с 2003 года, прибывает более 1000 человек в год.

Англия. В этой стране присутствует широкий спектр целевых выплат, наиболее значимая из которых предоставляет возможность получения бесплатного образования в самых известных британских университетах: Йелльском, Кембридже, Оксфорде.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что определенный процент людей, ищущих убежища в другой стране, привлекает более высокий уровень жизни и социального обеспечения.

Однако, реалии российской действительности сегодня таковы, что когда заходит речь о получении неким гражданином России политического убежища, тут же встает вопрос о его экстрадиции. Всем известно, что на территории стран, активно предоставляющих политическое убежище, на сегодняшний день находится огромное количество граждан РФ, разыскиваемых за совершение конкретных уголовных преступлений. Среди них «герои» зарубежной и отечественной прессы — Леонид Невзлин (местонахождение — Израиль), Виталий Архангельский (политический беженец Франции), Михаил Трушин (находится в Великобритании), Сергей Полонский (ныне гражданин Камбоджи) и многие другие.

Например, из достаточно свежих историй — ситуация вокруг личности и активов Андрея Бородина — бывшего руководителя «Банка Москвы». Покинув Россию, он приобрел в Лондоне особняк стоимостью 140 миллионов фунтов стерлингов и, что совершенно логично в его ситуации, попросил в Англии политическое убежище. В мае 2012 года ему было отказано в политическом убежище, однако уже в феврале 2013 года прошение Бородина было удовлетворено британскими властями. Сегодня Бородину фактически гарантирована безнаказанность за совершенные на территории России преступления. Требование Генпрокуратуры об экстрадиции Бородина, объявленного в международный розыск в ноябре 2011 года, до сих пор не исполнено.

И таких «политбеженцев» — россиян, подобных Бородину, в странах Западной Европы, Израиля, США — большинство.

Несмотря на существование ряда унифицированных норм, на активность Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Международной организации уголовной полиции Интерпол, не всегда возможно добиться экстрадиции обвиняемых. Это обусловлено наличием либо отсутствием соответствующих положений в национальных законодательствах тех или иных стран.

Конечно, на сегодняшний день самой известной фигурой, попросившей политического убежища в Российской Федерации, несомненно, является Эдвард Сноуден — американский технический специалист, бывший сотрудник ЦРУ и Агентства национальной безопасности США, который раскрыл факт всеобъемлющей слежки Правительства США за более чем миллиардом человек в 60 странах и правительствами 35 стран. 1 августа 2013 года Сноуден получил свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Недавно Российские власти выдали экс-сотруднику ЦРУ Эдварду Сноудену вид на жительство на три года, а через пять лет у него появится возможность получить гражданство России. Стоит отметить, что Сноуден действительно является политическим беженцем, поскольку вынужден был покинуть страну и просить убежища исключительно по политическим мотивам, связанным с его убеждениями. Между Россией и США нет договора об экстрадиции, следовательно выдача Сноудена американским властям невозможна.

Проблемы экстрадиции.

По каким причинам может быть отказано в предоставлении политического убежища

Прошение о предоставлении права на пребывание в России на основании политического убежища будет отклонено, если:

  • заявитель не хочет возвращаться в страну своей принадлежности по каким-либо причинам, не связанным с политическими гонениями;
  • у иностранца оформлено гражданство третьей страны, куда он мог бы уехать;
  • иностранное лицо в попытке заполучить статус предоставил о себе ложные сведения;
  • иностранец приехал в Россию из страны, с которой у РФ заключено соглашение о безвизовом въезде;
  • заявитель прибыл из страны, с которой у России различные демократические институты;
  • не имеется никакой реальной угрозы в стране принадлежности;
  • лицо привлекалось (или расследование ведется в настоящий момент) к уголовной ответственности в России;
  • заявитель претерпевает гонения из-за поступков, которые в России рассматриваются как преступления (или если деяния противоречат принципам ООН).

Далее, если ходатайство было принято, дело передается на рассмотрение Главного управления по вопросам миграции МВД.

Сноуден выбрал Россию

Эдвард Сноуден передал в российский МИД документы с просьбой о предоставлении ему политического убежища. Ни в министерстве, ни в Кремле просьбу бывшего сотрудника ЦРУ пока не комментируют; президент ранее озвучил условие, при котором беглец сможет остаться в России

Москва. 1 июля. INTERFAX.RU – Бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден подал прошение о предоставлении ему политического убежища в России, сообщил “Интерфаксу” дежурный консул консульского пункта МИД РФ в аэропорту “Шереметьево” Ким Шевченко. “Вчера в 22:30 в консульский пункт МИД России в аэропорту “Шереметьево” обратилась гражданка Великобритании Сара Харрисон, которая представилась адвокатом и доверенным лицом гражданина США Эдварда Сноудена. Она передала его просьбу о предоставлении ему политического убежища в России”, – сказал Шевченко. По словам российского дипломата, он принял пакет документов, связался с министерством иностранных дел России и передал документы курьеру. Также об этом сообщила американская газета New York Times.

Источник в аэропорту “Шереметьево” пояснил, что в случае предоставления Сноудену политубежища в РФ документы ему привезут прямо в аэропорт, и он сможет въехать в страну. “Если Сноудену будет предоставлено политическое убежище в РФ, если его запрос удовлетворят, то это существенно упростит решение его проблемы. Ему смогут подвезти эти документы непосредственно в “Шереметьево”, и с документами о политическом убежище он сможет беспрепятственно покинуть аэропорт и въехать на территорию РФ, то есть пройти пограничный контроль”, – отметил собеседник агентства.

Эдвард Сноуден бежал в Гонконг в мае, после чего обнародовал информацию о секретных операциях спецслужб по слежке в Интернете. Из-за организованной им утечки, в частности, стало известно, что американские спецслужбы получили доступ к данным о миллионах телефонных звонков, а также к серверам крупнейших интернет-компаний.

Из Гонконга Сноуден перебрался в Москву, где находится до сих пор в транзитной зоне международного аэропорта “Шереметьево”. США призывают Россию экстрадировать экс-сотрудника ЦРУ на родину.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков воздержался от комментариев в связи с появившимися сообщениями о том, что бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден подал запрос о предоставлении ему убежища в России. На вопрос агентства, готова ли российская сторона рассмотреть этот запрос, Песков сказал: “Я не могу ответить на этот вопрос, и не готов сейчас это комментировать”. “Я не располагаю никакой информацией”, – добавил пресс-секретарь президента.

В ФМС РФ также пока не подтвердили информацию о том, что Сноуден попросил у России убежище. “Информация уважаемого американского издания не соответствует действительности”, – заявил Ромодановский “Интерфаксу”.

Не знают о запросе на предоставление убежища и в госдепе США. “У нас нет информации на этот счет. Эти сведения должны подтвердить российские власти. Мы лишь знаем, что он до сих пор находится в России”, – сообщил в понедельник представитель госдепа США Патрик Вентрелл. Он также подчеркнул, что Сноуден должен быть экстрадирован в Соединенные штаты, поскольку остается гражданином США, несмотря на то, что его паспорт был аннулирован. Вентрелл добавил, что Вашингтон не хочет, чтобы дело Сноудена нанесло вред двусторонним американо-российским отношениям.

Между тем, президент России Владимир Путин в понедельник вечером на пресс-конференции в Москве заявил, что Сноуден сможет остаться в России лишь при условии отказа от деятельности, наносящей ущерб США. “Если он хочет остаться здесь, есть одно условие: он должен прекратить свою работу, направленную на то, чтобы наносить ущерб нашим американским партнерам, как это ни странно прозвучит из моих уст”, – сказал Путин. Кроме того, он подчеркнул, что российские спецслужбы не работают с бывшим сотрудником ЦРУ: “Повторяю еще раз: Сноуден не является нашим агентом, не сотрудничает с нами, не сотрудничает и сегодня, и мы с ним не работаем”. “В этой связи он человек свободный”, – сказал Путин.

“Россия никогда никого никуда не выдает, и выдавать не собирается. Нам никто никогда никого не выдавал, наверное, вы тоже об этом хорошо знаете. В лучшем случае мы обменивали наших сотрудников внешней разведки на тех, кто был задержан и арестован, и приговорен судом в Российской Федерации”, – сказал президент России. “В силу того, что он (Сноуден) чувствует себя правозащитником и борцом за права человека, он такую работу, судя по всему, прекращать не намерен, поэтому он должен выбрать для себя страну пребывания и туда перебраться. Когда это произойдет я, к сожалению, этого не знаю”, – сказал президент. По словам Путина, Сноуден “сам себя ощущает уже не бывшим сотрудником спецслужб, он сам себя ощущает борцом за права человека, в известной степени новым диссидентом, что-то наподобие (академика Андрея) Сахарова, ну, может быть, в другом масштабе”.

Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев, в свою очередь, заявил, что поиском приемлемых вариантов по поручению президентов РФ и США занимаются руководители соответствующих спецслужб. “Нет решения, которое бы устроило каждую из сторон. Поэтому президенты поручили директору ФСБ Александру Бортникову и директору ФБР Роберту Мюллеру находиться в постоянном контакте и находить варианты решений, – сказал Патрушев в интервью телеканалу “Россия 24″. – Задача у них достаточно непростая, потому что они должны найти решение в рамках норм международного права. На сегодняшний день взять и сказать, что такая норма есть и есть готовый рецепт, нельзя”.

Кому и как предоставляется убежище

Российская Федерация предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища на ее территории, путем предоставления политического убежища; признания беженцем; предоставления временного убежища, говорится на сайте Федеральной миграционной службы (ФМС) РФ.

Предоставление политического убежища на территории России производится указом президента РФ. “Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права”, – говорится в пояснительной записке.

Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальные органы (ТО) ФМС России.

В соответствии с указом президента РФ от 12 июля 2012 г. “О внесении изменений в Положение о порядке предоставления Россией политического убежища”, лицо, желающее получить политическое убежище в РФ, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности, либо в страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган ФМС по месту своего пребывания с письменным ходатайством.

Между тем, основной формой предоставления защиты иностранным гражданам в РФ является признание беженцем, говорится на сайте ФМС РФ.

Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в срок до 5 дней, рассмотрение по существу – до трех месяцев. В отдельных случаях ФМС России может разрешить продлить срок рассмотрения ходатайства еще на три месяца. “На период рассмотрения ходатайства по существу заявителю выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, которое является документом, удостоверяющим личность заявителя, и дает ему право на пребывание на период рассмотрения ходатайства и возможного обжалования отказа в признании беженцем”, – отмечается в документе.

Читайте также:  Могут ли отказать в решении выдать загранпаспорт в 2020 году

“Заявитель признается беженцем, если он имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений”, – подчеркивается в записке.

Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение беженца. Удостоверение является документом, удостоверяющим личность владельца, и дает право на нахождение в Российской Федерации. Статус беженца предоставляется сроком до трех лет.

В соответствии с законом, иностранным гражданам, которым отказано в признании беженцем в Российской Федерации и которые не могут быть высланы за пределы Российской Федерации из гуманных побуждений, может быть предоставлено временное убежище. “Временное убежище – это своего рода “гуманитарный статус” или отложенная высылка. Для получения временного убежища в Российской Федерации заявитель должен обратиться с соответствующим заявлением в ТО ФМС России”, – говорится на сайте ФМС РФ.

При приеме заявления лицу выдается справка о рассмотрении заявления о предоставлении убежища на территории РФ, которая дает заявителю право на пребывание на территории РФ на период рассмотрения заявления. Срок рассмотрения заявления – до трех месяцев. Временное убежище предоставляется на один год и может продлеваться ежегодно на 12 месяцев.

Из Гонконга Сноуден перебрался в Москву, где находится до сих пор в транзитной зоне международного аэропорта Шереметьево.

Россияне – третьи в мире по числу просьб о предоставлении политического убежища

Именно по этой причине в разное время отказали в убежище лидеру грузинской оппозиции Игорю Гиоргадзе, руководителю Национального фронта Бельгии Даниэлю Фере и белорусскому политику Сергею Скребцу.

Отменены нормы, серьезно затруднявшие получение статуса политбеженца

Президент России Владимир Путин подписал указ, отменяющий действовавшие с 1997 года препятствия к получению политического убежища в России. Последний раз решения о предоставлении политического убежища принимались в России в 1992 году. Эксперты полагают, что отмена барьеров позволит активно предоставлять политическое убежище противникам Майдана с Украины и другим опальным политикам.

Владимир Путин в среду признал утратившими силу отдельные положения президентских указов, которые с 1997 года регулировали предоставление в РФ статус политического беженца. Он предоставляется указом президента лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в своей стране «за общественно-политическую деятельность и убеждения», которые не противоречат признанным в мире «демократическим принципам и нормам международного права».

Отмененные нормы содержали перечень серьезных препятствий для получения политического убежища.

  • Его не давали преследуемым за признаваемые в РФ преступления или виновным в действиях, противоречащих целям и принципам ООН, обвиняемым или осужденным по уголовному делу.
  • Этот статус также не могли получить выходцы из третьей страны, где им не грозило преследование, или из страны «с устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека».
  • Запрет также распространялся на прибывших из стран, с которыми РФ имеет безвизовый режим.
  • Кроме того, в списке были указаны лица, представившие РФ «заведомо ложные сведения», те, кто не мог или не желает вернуться в свою страну «по экономическим причинам», вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций».

Тем же указом президент освободил МИД от обязанности «ежегодно представлять в президентскую комиссию по вопросам гражданства список стран с развитыми демократическими институтами». МВД придется рассматривать поступившие ходатайства и запрашивать заключения МИДа и ФСБ, а затем направлять материалы в комиссию — перечни оснований, по которым политическое убежище в РФ не предоставляется и ходатайства о его получении к рассмотрению не принимаются, указом полностью исключены. Как будет действовать новый порядок предоставления политического убежища, пока не ясно.

Ни одного указа президента о предоставлении политического убежища в РФ в открытых источниках нет.

Тогда же фактически получил политическое убежище свергнутый президент Азербайджана Аяз Муталибов, против которого на родине было возбуждено уголовное дело. В 2002 году три депутата Госдумы подготовили обращение к президенту Владимиру Путину с просьбой о предоставлении политубежища палестинскому лидеру Ясиру Арафату. В 2006 году замгенпрокурора РФ Владимир Колесников заявил, что экс-министру госбезопасности Грузии Игорю Гиоргадзе может быть предоставлен этот статус. В 2013 году Владимир Путин отказался предоставить его экс-сотруднику американских спецслужб Эдварду Сноудену, сформулировав иные условия, на которых он мог оставаться в России (получил временное убежище). Год назад политическое убежище просил гражданин Белоруссии, шеф-редактор агентства Regnum Юрий Баранчик, задержанный 15 марта по запросу Следственного комитета Белоруссии.

Бывший заместитель директора ФМС, глава фонда «Миграция ХХI век» Вячеслав Поставнин говорит, что запреты фактически исключали возможность предоставления статуса беженцев выходцам с Украины и стран СНГ, в том числе среднеазиатских государств с авторитарными режимами, куда РФ возвращала лиц, искавших убежища, в том числе по политическим причинам. Выдачу таких лиц ЕСПЧ признавал нарушениями Европейской конвенции.

По ее словам, статус беженцев в РФ получили не более 600 человек, более 120 тыс. предоставлено временное убежище (статус, в основном предоставляемый беженцам с Украины и из Сирии). Среди них, напомним, экс-президент Украины Виктор Янукович, которому год назад продлили временное убежище сроком до 26 октября 2018 года. По мнению Ольги Цейтлиной, политическое убежище могло ранее предоставляться секретно, а отмена запретов направлена не на реальное создание института политического убежища, а скорее на предоставление этого статуса конкретным лицам — например, опальным политикам, лидерам ДНР.

С приходом к власти нацистов и усилением антисемитских настроений в Германии физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии Альберт Эйнштейн стал получать в свой адрес многочисленные оскобления и угрозы — в одной из листовок даже предлагалась крупная награда (50 тыс. марок) за его голову. Все труды Эйнштейна в тот период были либо приписаны «арийским» физикам, либо объявлены искажением истинной науки. В 1933 году Альберту Эйнштейну пришлось навсегда покинуть Германию — в том числе из-за начавшейся в стране бескомпромиссной расовой чистки в научных кругах. Вместе с семьей он выехал в США, где начал преподавать в Принстонском университете. Позднее он писал о жизни в изгнании так: «В этот небольшой университетский городок почти не проникают звуки хаоса, царящего в мире. Мне даже почти стыдно жить в таком покое, когда все остальные воюют и страдают»

В 1933 году путешествовавший по Европе со своей женой-еврейкой немецкий писатель Томас Манн получил предупреждение от своей сестры, что ему не следует возвращаться в Германию, где победу на выборах одержали национал-социалисты. До 1938 года Манн был вынужден жить в Швейцарии, в Кюснахте. В изгнании писатель издал серию антифашистских статей, за что был лишен гражданства Германии, а Боннский университет лишил его докторской степени. Позже Томас Манн переехал в США и в 1944 году получил американское гражданство, однако после Второй мировой войны писателя начали обвинять в пособничестве СССР. В июне 1952 года Манн окончательно переехал в Швейцарию

В 1937 году во время последнего посещения Германии немецкая и американская актриса и певица Марлен Дитрих в очередной раз отклонила предложения национал-социалистов и лично Йозефа Геббельса, который предлагал ей за каждый фильм, снятый с ее участием в Германии, 200 тыс. рейхсмарок, а также свободный выбор темы, продюсера и режиссера. Позднее напуганная ужасами фашизма, Дитрих отказалась возвращаться в Германию. Актриса получила американское гражданство в июне 1939 года. Немецкая пресса назвала ее предательницей

В 1938 году самый результативный австрийский подводник Первой мировой войны Георг Людвиг фон Трапп со своей беременной супругой Марией Августой (на фото) и девятью детьми был вынужден бежать из нацистской Германии. Позднее Мария в своей книге «История поющей семьи фон Трапп» писала об этом периоде: «За один день мы полностью обеднели; мы стали беженцами. У беженца нет не только страны, но и прав. Это человек не на своем месте. Иногда чувствуешь себя посылкой, которую отправили по почте, а затем пересылают с места на место». В 1939 году семейство фон Трапп осело в США, зарабатывая пением и гастролируя. Эта история легла в основу известного бродвейского мюзикла «Звуки музыки»

В 1941 году семья двухлетней Адриенны Кларксон бежала из Китая — от японского вторжения — в Канаду. Впоследствии Адриенна сумела сделать карьеру сперва на телевидении, а затем и в политике — в 1999 году Кларксон стала 26-м генерал-губернатором Канады: первой китаянкой и второй женщиной в этой должности

Семья чешских евреев Корбелов, в которой родилась Мария Яна Корбелова — будущая первая женщина-госсекретарь США Мадлен Олбрайт — была вынуждена бежать из Чехословакии дважды: после вторжения в страну фашистов во время Второй мировой войны и затем — из-за прихода к власти коммунистов. Окончательный переезд в США состоялся в 1948 году, когда Марии Яне Корбеловой было 11 лет. Многие из родственников семьи Корбел, оставшиеся в Европе, включая дедушек и бабушек по обеим линиям, умерли в концентрационных лагерях

Чешский и американский режиссер, обладатель «Оскара» Милош Форман («Пролетая над гнездом кукушки», «Амадей») был вынужден покинуть Чехословакию после Пражской весны 1968 года. Решение не возвращаться Форман принял во время работы над своим первым голливудским фильмом «Отрыв». Позднее режиссер говорил об этом: «Я осознавал, что если бы я вернулся, я не смог бы работать. И я не хотел возвращаться домой как неудачник. Поэтому я остался»

REUTERS/David W Cerny

В апреле 1979 года президент Уганды, создатель одного из самых жестоких тоталитарных режимов в Африке Иди Амин бежал из столицы государства Кампалы — город захватили танзанийские войска при содействии угандийских и руандийских партизан. После этого бывший диктатор, которому угрожал военный трибунал, некоторое время пробыл в Ливии, а в декабре того же года переселился в Саудовскую Аравию и завел банковский счет в Джидде. Амин умер в Саудовской Аравии в 2003 году в возрасте 75 лет

В октябре 2007 года в Пакистан из Дубая вернулась экс-премьер Беназир Бхутто. Она покинула Пакистан в 1999 году после выдвижения обвинений в коррупции. Госпожа Бхутто возглавила оппозиционную Пакистанскую народную партию, но в декабре 2007 года погибла при теракте

В январе 1992 года в результате переворота Грузию покинул президент Звиад Гамсахурдия, избранный на этот пост в мае 1991 года. Безуспешно попытавшись получить политическое убежище в Азербайджане, Гамсахурдия бежал в Армению, а в феврале 1992 года принял приглашение Джохара Дудаева и перебрался в Чечню. В сентябре 1993 года экс-президент вернулся в Грузию, пытался силой вернуть себе власть, однако потерпел неудачу, а в декабре того же года погиб

В 2000 году Россию покинул олигарх, бывший заместитель главы Совета безопасности, исполнительный секретарь СНГ и экс-депутат Госдумы Борис Березовский. Господин Березовский бежал в Лондон, после того как был обвинен в экономических преступлениях. Олигарх объявил, что преследуется «режимом Путина», и в 2003 году получил статус политического беженца. Борис Березовский скончался 23 марта 2013 года в Лондоне

В августе 2012 года власти Эквадора предоставили политическое убежище основателю сайта WikiLeaks Джулиану Ассанжу. Двумя месяцами ранее австралиец укрылся на территории посольства Эквадора в Лондоне, после того как британский суд принял окончательное решение о его выдаче Швеции — там господина Ассанжа обвиняют в изнасиловании

В марте 2013 года стало известно, что бывший президент и совладелец Банка Москвы Андрей Бородин получил политическое убежище в Великобритании. Экс-банкир покинул Россию в августе 2011 года, опасаясь уголовного преследования

Коммерсантъ / Дмитрий Духанин

В августе 2013 года временное политическое убежище в России получил экс-сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден, с июня того же года находившийся в транзитной зоне аэропорта Шереметьево. Господин Сноуден в США был обвинен в разглашении государственной тайны: из доклада Пентагона следует, что бывший сотрудник спецслужб похитил 1,7 млн секретных файлов, и большинство документов касается «жизненно важных операций американской армии, флота, морской пехоты и военно-воздушных сил»

Это человек не на своем месте.

Утрата и лишение статуса

Основания для утраты убежища установлены нормами п. 6 Положения и п. 41 Административного регламента. Согласно им, иностранец утрачивает статус, если:

  • вернулся в страну принадлежности или пребывания;
  • выехал для постоянного проживания в третью страну;
  • добровольно отказался от статуса;
  • приобрел гражданство РФ или другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией при Президенте РФ на основании представления ГУВМ и заключения МИД и ФСБ.

Кроме того, лицо может быть лишено статуса принудительно, если:

  • этого требует государственная безопасность;
  • лицо занимается деятельностью, противоречащей принципам ООН;
  • лицо совершило преступление и осуждено за это.

Лишение статуса оформляется указом Президента РФ.

выехал для постоянного проживания в третью страну;.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ – пре­дос­тав­ле­ние го­су­дар­ст­вом ино­стран­цу или ли­цу без гра­ж­дан­ст­ва, пре­сле­дуе­мо­му за по­ли­тические убе­ж­де­ния или дея­тель­ность в го­су­дар­ст­ве сво­его гра­ж­дан­ст­ва или обыч­но­го про­жи­ва­ния, воз­мож­ности на­хо­дить­ся на сво­ей тер­ри­то­рии и за­щи­ты от пре­сле­до­ва­ния. Убе­жи­ще мо­жет пре­дос­тав­лять­ся не толь­ко на тер­ри­то­рии стра­ны, но и в ди­пло­ма­тическом пред­ста­ви­тель­ст­ве, рас­по­ло­жен­ном за ру­бе­жом.

Пра­во ис­кать убе­жи­ща от пре­сле­до­ва­ния в других стра­нах и поль­зо­вать­ся им за­кре­п­ля­ет­ся во Все­об­щей дек­ла­ра­ции прав че­ло­ве­ка (статья 14). Прин­ци­пы, ко­то­ры­ми го­су­дар­ст­ва долж­ны ру­ко­вод­ство­вать­ся в сво­ей прак­ти­ке в от­но­ше­нии пре­дос­тав­ле­ния убе­жи­ща, за­фик­си­ро­ва­ны в Дек­ла­ра­ции о тер­ри­то­ри­аль­ном убе­жи­ще (1967), при­ня­той Ге­не­раль­ной Ас­самб­леей ООН в ка­че­ст­ве ре­ко­мен­да­ции. Пре­дос­тав­ле­ние убе­жи­ща яв­ля­ет­ся мир­ным и гу­ман­ным ак­том, ко­то­рый не мо­жет рас­смат­ри­вать­ся как не­дру­же­ст­вен­ный и дол­жен ува­жать­ся другими го­су­дар­ст­ва­ми. Ос­но­ва­ния для пре­дос­тав­ле­ния убе­жи­ща оце­ни­ва­ют­ся го­су­дар­ст­вом, его пре­дос­тав­ляю­щим. К ли­цу, ко­то­ро­му пре­дос­тав­ле­но убе­жи­ще, не долж­ны при­ме­нять­ся та­кие ме­ры, как вы­сыл­ка или при­ну­дительное воз­вра­ще­ние в стра­ну, где оно мо­жет под­верг­нуть­ся пре­сле­до­ва­нию. Го­су­дар­ст­во, пре­дос­та­вив­шее убе­жи­ще, не долж­но раз­ре­шать ли­цу, по­лу­чив­ше­му убе­жи­ще, за­ни­мать­ся дея­тель­но­стью, про­ти­во­ре­ча­щей це­лям и прин­ци­пам ООН.

В Рос­сии политическое убежище пре­дос­тав­ля­ет­ся ли­цам, ищу­щим убе­жи­ще и за­щи­ту от пре­сле­до­ва­ния или ре­аль­ной уг­ро­зы стать жерт­вой пре­сле­до­ва­ния за об­ще­ст­вен­но-по­ли­тическую дея­тель­ность и убе­ж­де­ния, ко­то­рые не про­ти­во­ре­чат де­мо­кра­тическим прин­ци­пам, при­знан­ным ми­ро­вым со­обще­ст­вом, нор­мам ме­ж­ду­народного пра­ва. При­бы­тие в Российскую Фе­де­ра­цию с на­ру­ше­ни­ем пра­вил пе­ре­се­че­ния государственной гра­ни­цы для осу­ще­ст­в­ле­ния пра­ва политического убежища не рас­смат­ри­ва­ет­ся как уго­лов­ное пре­сту­п­ле­ние. Ли­цо, же­лаю­щее по­лу­чить политическое убежище, обя­за­но в те­че­ние 7 дней по­сле при­бы­тия в РФ или воз­ник­но­ве­ния об­стоя­тельств, пре­пят­ст­вую­щих воз­вра­ще­нию в стра­ну сво­его гра­ж­дан­ст­ва или обыч­но­го про­жи­ва­ния, об­ра­тить­ся в тер­ри­то­ри­аль­ный ор­ган ми­грационной служ­бы по мес­ту пре­бы­ва­ния с письменным хо­да­тай­ст­вом. Политическое убежище не пре­дос­тав­ля­ет­ся: ес­ли ли­цо пре­сле­ду­ет­ся за дея­ния, при­зна­вае­мые в РФ пре­сту­п­ле­ни­ем; при­вле­че­но в ка­че­ст­ве об­ви­няе­мо­го по уго­лов­но­му де­лу ли­бо в от­но­ше­нии не­го име­ет­ся всту­пив­ший в си­лу об­ви­нительный при­го­вор на тер­ри­то­рии РФ; при­бы­ло из стра­ны, где ему не гро­зи­ло пре­сле­до­ва­ние, го­су­дар­ст­ва с раз­ви­ты­ми и ус­то­яв­ши­ми­ся ин­сти­ту­та­ми в об­лас­ти за­щи­ты прав че­ло­ве­ка или из стра­ны, с ко­то­рой име­ет­ся со­гла­ше­ние о без­ви­зо­вом пе­ре­се­че­нии гра­ни­цы; име­ет гра­ж­дан­ст­во треть­ей стра­ны, где оно не пре­сле­ду­ет­ся; не мо­жет или не же­ла­ет вер­нуть­ся в стра­ну сво­его гра­ж­дан­ст­ва или обыч­но­го ме­сто­жи­тель­ст­ва по эко­но­мическим при­чи­нам, вслед­ст­вие го­ло­да, эпи­де­мии или чрез­вы­чай­ной си­туа­ции при­род­но­го или тех­но­ген­но­го ха­рак­те­ра; со­об­щи­ло за­ве­до­мо лож­ные све­де­ния. Пре­дос­тав­ле­ние политического убежища про­из­во­дит­ся ука­зом Пре­зи­ден­та РФ и всту­па­ет в дей­ст­вие с мо­мен­та его под­пи­са­ния. На чле­нов се­мьи ли­ца, по­лу­чив­ше­го политическое убежище, так­же рас­про­стра­ня­ет­ся это пра­во. Политическое убежище ут­ра­чи­ва­ет­ся в слу­чае воз­вра­та в стра­ну гра­ж­дан­ст­ва или обыч­но­го про­жи­ва­ния, вы­ез­да на жи­тель­ст­во в тре­тью стра­ну, доб­ро­воль­но­го от­ка­за от политического убежища, при­об­ре­те­ния гра­ж­дан­ст­ва РФ или другой стра­ны. Для лиц, по­лу­чив­ших политическое убежище, со­кра­ща­ет­ся до од­но­го го­да не­об­хо­ди­мый ценз осед­ло­сти для при­об­ре­те­ния гра­ж­дан­ст­ва РФ.

Пра­во ис­кать убе­жи­ще за­кре­п­ля­ет­ся в кон­сти­ту­ци­ях многих стран. Это пра­во рас­про­стра­ня­ет­ся на лиц, пре­сле­дуе­мых за дея­тель­ность в поль­зу сво­бо­ды (Фран­ция), под­вер­гаю­щих­ся по­ли­тическим пре­сле­до­ва­ни­ям (Гер­ма­ния), ли­шён­ных в сво­ей стра­не воз­мож­но­сти эф­фек­тив­но поль­зо­вать­ся де­мо­кра­тическими сво­бо­да­ми, га­ран­ти­ро­ван­ны­ми Кон­сти­ту­ци­ей (Ита­лия). Вме­сте с тем в Гер­ма­нии ли­цо, въез­жаю­щее в стра­ну из го­су­дар­ст­ва – чле­на Ев­ропейского Сою­за или из другого го­су­дар­ст­ва, в ко­то­ром обес­пе­чи­ва­ет­ся при­ме­не­ние Кон­вен­ции о ста­ту­се бе­жен­цев и Ев­ропейской кон­вен­ции о пра­вах че­ло­ве­ка, не мо­жет ссы­лать­ся на пра­во убе­жи­ща. Ус­ло­вия пре­дос­тав­ле­ния убе­жи­ща оп­ре­де­ля­ют­ся на национально за­ко­но­дате уров­не (Поль­ша, Гер­ма­ния, Ита­лия).

Читайте также:  Как получить страховку на визу в Финляндию?

Ин­сти­тут политического убежища яв­ля­ет­ся так­же од­ним из ин­ст­ру­мен­тов внеш­ней по­ли­ти­ки го­су­дар­ст­ва, ис­поль­зуе­мых пра­ви­тель­ст­ва­ми для обес­пе­че­ния сво­их ин­те­ре­сов на ме­ж­ду­народной аре­не.

Вме сте с тем в Гер ма нии ли цо, въез жаю щее в стра ну из го су дар ст ва – чле на Ев ропейского Сою за или из другого го су дар ст ва, в ко то ром обес пе чи ва ет ся при ме не ние Кон вен ции о ста ту се бе жен цев и Ев ропейской кон вен ции о пра вах че ло ве ка, не мо жет ссы лать ся на пра во убе жи ща.

Жертвы преследования: политическое убежище в России

Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746, Административным регламентом ФМС России по исполнению федеральной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного приказом ФМС России от 05 декабря 2007 года № 451.

Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальными органами ФМС России.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Политическое убежище Российской Федерации не предоставляется, если:

  • лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
  • лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;
  • лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
  • лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;
  • лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах»;
  • лицо представило заведомо ложные сведения;
  • лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;
  • лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Федеральную миграционную службу.

Федеральная миграционная служба рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения.

Федеральная миграционная служба в 7-дневный срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.

В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

Территориальные органы Федеральной миграционной службы на основании свидетельства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища оформляют лицам вид на жительство.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ — предоставленное лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, а также за действия, не квалифицируемые в международном и национальном праве демократических государств как правонарушение, право на въезд и пребывание на территории другого государства.

Предоставление П.у. означает:

– разрешение на въезд в данное государство;

– право данного лица на законном основании пребывать на территории государства;

– гарантии государства о невыдаче данного лица другому государству, даже в случае совершения им преступления на территории этого государства.

Порядок предоставления Россией П.у. предусмотрен Указом Президента РФ от 2 июля 1997 г. № 746, которым утверждено соответствующее Положение.Положение устанавливает, что РФ предоставляет П.у. лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

В соответствии с Положением П.у. не может быть предоставлено лицу:

а) преследуемому за действия, признаваемые в РФ преступлением;

б) привлеченному в качестве обвиняемого по уголовному делу;

в) прибывшему из третьей страны, где ему не грозило преследование;

г) прибывшему из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

д) прибывшему из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ;

е) представившему заведомо ложные сведения;

ж) имеющему гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

В соответствии с данным Указом лицо, желающее получить политическое убежище в РФ, обязано в течение 7 дней по прибытии на территорию РФ или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или обычного жительства, обратиться с ходатайством в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания.

Решение о предоставлении П.у. принимает Президент РФ на основании материалов, представленных ему Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ.

Лицу, которому предоставляется П.у., органы внутренних дел выдают вид на жительство.

Указом Президента РФ лицо может быть лишено предоставленного ему в России П.у. по следующим основаниям:

а) по соображениям государственной безопасности;

б) если такое лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН;

в) если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

д прибывшему из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ;.

Получение политического убежища в России для граждан Украины

Добрый день! Я живу со своей семьей в г.Черкассы (центральная Украина). 20 января 2015 года начитается мобилизация, под которую я попадаю (перечисляли, кого забирать будут). За отказ грозит уголовная ответственность (срок 10 лет). Могу ли я под предлогом, что не поддерживаю текущую власть в своей стране и не намерен воевать против собственного народа, попросить политическое убежище в России? Родной брат отчима и двоюродная сестра матери граждане РФ. Мне 27 лет, жене 25, ребенку 5 лет. Сейчас я нахожусь в РФ.

    беженцы из Украины в Россию, политическое убежище, ФМС, беженцы в России, временное убежище
  • Поделиться

Ответы юристов ( 6 )

  • 15338 ответов
  • 8410 отзывов

Здравствуйте! Указом президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746

«Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища»

определен порядок представления и рассмотрения ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.

В соответствии с пунктом

8. Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию Российской Федерации или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо в страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания с письменным ходатайством. Указанное ходатайство не может быть подано в форме электронного документа. При наличии достаточных оснований для рассмотрения ходатайство направляется в Федеральную миграционную службу.

Но, не принимаются к рассмотрению ходатайства о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации при наличии оснований, указанных в пункте 5 настоящего Положения. Министерство иностранных дел Российской Федерации ежегодно составляет список стран с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека и представляет его в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и Федеральную миграционную службу.

На период рассмотрения ходатайства обратившемуся лицу выдается справка установленного образца, которая, наряду с документом, удостоверяющим его личность, является подтверждением законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5

Политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если:

лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;

лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах»;

лицо представило заведомо ложные сведения;

лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;

лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Сложно сказать будет ли рассмотрено заявление, но такое право у Вас есть. Обратитесь в ФМС с заявлением о предоставлении политического убежища.

  • 1853 ответа
  • 735 отзывов

Российская Федерация в 1992 году присоединилась к Конвенции ООН 1951 года и Протоколу 1967 года, касающимся статуса беженцев. Российская Федерация предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища на ее территории, путем:

  • предоставления политического убежища;
  • признания беженцем;
  • предоставления временного убежища.

Предоставление политического убежища

Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746. Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальные органы ФМС России.

О политическом убежище значит у вас речь идти не может, поскольку вы не занимаетесь общественно политической деятельностью.Признание беженцем

Основной формой предоставления защиты иностранным гражданам в Российской Федерации является признание беженцем в соответствии с законодательством о беженцах. Порядок признания беженцем регулируется Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528–1 «О беженцах». В соответствии с положениями Закона иностранный гражданин, находящийся за пределами государства гражданской принадлежности может обратиться с ходатайством о признании беженцем в российское загранпредставительство, на границе либо на территории Российской Федерации. Ходатайства, принятые загранпредставительствами, рассматривает и принимает по ним решения ФМС России.

Вот получить статус беженца можно, это тоже ваша защита.Предоставление временного убежища

В соответствии с положениями статьи 12 Закона и постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» иностранным гражданам, которым отказано в признании беженцем в Российской Федерации и которые не могут быть высланы за пределы Российской Федерации из гуманных побуждений, может быть предоставлено временное убежище. Временное убежище — это своего рода «гуманитарный статус» или отложенная высылка. Для получения временного убежища в Российской Федерации заявитель должен обратиться с соответствующим заявлением в территориальные органы ФМС России.

Мне 27 лет, жене 25, ребенку 5 лет.

Особенности конституционно-правового статуса беженцев, лиц, получивших политическое убежище.

Беженец в силу Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» — это лицо, не являющееся гражданином РФ, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Статус беженца может иметь и лицо без гражданства, подпадающее под указанные выше признаки во взаимоотношениях со страной своего прежнего места жительства.

Приобретение статуса беженца носит индивидуальный характер, происходит на основе обращения лица с ходатайством о признании беженцем и происходит в два этапа. На первом этапе лицо получает свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании его беженцем на территории РФ либо отказ в рассмотрении ходатайства по существу. Порядок выдачи такого свидетельства утвержден постановлением Правительства РФ. Свидетельство выдается территориальным органом федеральной миграционной службы или дипломатическим, консульским представительством Российской Федерации. На втором этапе происходит рассмотрение ходатайства по существу. Орган миграционной службы решает вопрос о признании беженцем либо об отказе в таковом признании. Лицо, признанное беженцем, получает удостоверение беженца. Решение вопроса по существу происходит, как правило, в течение трех месяцев, но не более шести месяцев с момента выдачи указанного свидетельства.

Следует заметить, что определение степени реальности опасений лица стать жертвой преследований, действительных мотивов этих опасений — весьма сложная задача, которую решают федеральные органы исполнительной власти по миграционной службе и их территориальные подразделения. При этом проводится процедура идентификации личности заявителя, включающая государственную дактилоскопическую регистрацию, анкетирование лица, индивидуальное собеседование, проверку достоверности сведений о лице, всестороннее изучение причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве.

Отказ рассмотрения ходатайства по существу или отказ в признании беженцем связаны с фактическим отсутствием предусмотренных законом оснований приобретения статуса беженца. Закон содержит широкий перечень таких обстоятельств. Вследствие этого не могут иметь статуса беженца лица, в отношении которых возбуждено уголовное дело за совершение преступления на территории РФ, лица, имеющие гражданство третьего государства, защитой которого они могут воспользоваться, прибыли из государств, где могли быть признаны беженцами, состоят в браке с гражданами России (вследствие этого могут получить разрешение на постоянное проживание в стране по данному основанию) и др.

Лицо признается беженцем на срок до трех лет с возможностью продления этого срока на каждый последующий год. Статус беженца имеет много общего со статусом иностранца. Однако в отличие от иностранцев беженцы имеют дополнительные права: право проживать в центре временного размещения и пользоваться коммунальными услугами, получать питание по установленным нормам; право на медицинскую помощь и получение лекарств; право на единовременное и иное пособие; право на льготы по налогам, сборам и пошлинам, установленное для граждан РФ, имеющих статус вынужденных переселенцев; право на получение услуг переводчика, информации о своих правах и обязанностях; право на работу по найму или предпринимательскую деятельность; право на социальную защиту наравне с гражданами РФ за рядом исключений; другие права.

Читайте также:  Как и где сделать биометрический загранпаспорт в киеве в 2020 году

Финансирование расходов на прием, проезд и размещение беженцев осуществляется за счет бюджетных средств. Мероприятия по обеспечению социальной, культурной адаптации и обустройству беженцев финансируются также за счет фондов помощи беженцам, являющихся некоммерческими организациями.

Конституционное право исходит из того, что статус беженца — временное явление, но не устанавливает сроков пребывания в нем. После получения разрешения на постоянное пребывание, либо приобретения гражданства РФ, гражданства третьего государства, либо в связи с отпадением оснований для отказа от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, а также в других указанных в законе случаях лицо утрачивает статус беженца.

Статус беженца включает в себя и обязанности. Среди них, в частности, как общая обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы и иные нормативные правовые акты, так и специальные обязанности (проходить учет и переучет в установленные сроки, соблюдать порядок проживания в центре временного размещения, сообщать об изменении сведений о себе и членах семьи ит.д.).

Предусмотрена возможность лишения статуса беженца за противоправные действия или бездействие по выполнению обязанностей, следствием чего может быть депортация (выдворение) лица за пределы территории России.

Политическое убежище предоставляется Президентом РФ на основании указа и в порядке, предусмотренном Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746. Подействовавшему в России до 2002 г. Закону СССР от 26 июня 1981 г. № 5151-Х «О правовом положении иностранных граждан в СССР» право убежища могло быть предоставлено иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся и дела мира, за участие в революционном и национально-освободительном движении, за прогрессивную общественно-политическую, научную и иную творческую деятельность (ст. 6). Однако эти положения Закона гласили, но не действовали. Действующий ныне Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не регламентирует институт политического убежища.

По сравнению с советским периодом критерии отбора и соответственно круг лиц, получающих политическое убежище в России, подвергнуты значительным изменениям. Политическое убежище Россия предоставляет иностранцам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат признанным мировым сообществом демократическим принципам, нормам международного права. С точки зрения этих критериев защита интересов трудящихся, участие в революционном и национально-освободительном движении едва ли могут рассматриваться как порождающие угрозы, которые дают основание для предоставления политического убежища. Более того, Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища запрещено предоставлять таковое лицам, которые прибыли из «страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека». Список таких стран ежегодно составляет МИД России. Тем самым для граждан ряда стран априори исключается предоставление в России политического убежища независимо от характера преследования в собственной стране. Учитывая, что сама Россия нередко попадает в списки стран, где нарушаются права человека и отсутствуют демократические институты в указанной области, думается, такой подход заведомо принижает значение рассматриваемого института защиты прав и свобод человека.

Конституционное право, выделяя из числа лиц, получивших политическое убежище, иностранцев, в то же время содержательно не определяет особенности их правового статуса. Пунктом 4 указанного Положения установлено, что лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами, кроме случаев, установленных для иностранцев и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ.

Часть 2 ст. 63 Конституции РФ запрещает выдачу другим государствам лиц, преследуемых за политическое убеждения. Поскольку политические убеждения могут явиться основанием для получения политического убежища, последнее дает гарантию невыдачи лица стране его гражданской принадлежности. Однако в отношении обычных иностранцев, находящихся на территории России, указанный запрет также действует. Поэтому политическое убежище не связано с получением особого по сравнению с другими иностранцами конституционно-правового статуса, а главным образом имеет морально-политическое значение, связанное с покровительством, оказываемым лицу со стороны именно главы Российского государства. Такое покровительство распространяется и на детей, супругу (супруга) и других взрослых членов семьи лица, получившего политическое убежище.

Отказ рассмотрения ходатайства по существу или отказ в признании беженцем связаны с фактическим отсутствием предусмотренных законом оснований приобретения статуса беженца.

Действия сотрудника миграционной службы

Согласно регламенту ГУВМ МВД России, сотрудник местного подразделения должен:

  1. Принять документы.
  2. Сделать их ксерокопию.
  3. Убедиться в подлинности документов.
  4. Провести собеседование с заявителем, внося данные в графы опросного листа.
  5. Сформировать пакет документов в личное дело.
  6. Провести дактилоскопическую регистрацию заявителя.
  7. Установить наличие/отсутствие оснований, по которым ходатайство не принимается;
  8. Мотивировать заключение перед главой территориального органа.

Заявитель имеет право в установленном порядке обжаловать действия или бездействие сотрудников миграционной службы у руководителя или в суде.

Получив заключение этих служб, материалы дела передаются Комиссии по вопросам гражданства при президенте РФ.

Получение политического убежища в России для граждан Украины

Добрый день! Я живу со своей семьей в г.Черкассы (центральная Украина). 20 января 2015 года начитается мобилизация, под которую я попадаю (перечисляли, кого забирать будут). За отказ грозит уголовная ответственность (срок 10 лет). Могу ли я под предлогом, что не поддерживаю текущую власть в своей стране и не намерен воевать против собственного народа, попросить политическое убежище в России? Родной брат отчима и двоюродная сестра матери граждане РФ. Мне 27 лет, жене 25, ребенку 5 лет. Сейчас я нахожусь в РФ.

    беженцы из Украины в Россию, политическое убежище, ФМС, беженцы в России, временное убежище
  • Поделиться

Ответы юристов ( 6 )

  • 15338 ответов
  • 8410 отзывов

Здравствуйте! Указом президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746

«Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища»

определен порядок представления и рассмотрения ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.

В соответствии с пунктом

8. Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию Российской Федерации или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо в страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания с письменным ходатайством. Указанное ходатайство не может быть подано в форме электронного документа. При наличии достаточных оснований для рассмотрения ходатайство направляется в Федеральную миграционную службу.

Но, не принимаются к рассмотрению ходатайства о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации при наличии оснований, указанных в пункте 5 настоящего Положения. Министерство иностранных дел Российской Федерации ежегодно составляет список стран с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека и представляет его в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и Федеральную миграционную службу.

На период рассмотрения ходатайства обратившемуся лицу выдается справка установленного образца, которая, наряду с документом, удостоверяющим его личность, является подтверждением законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5

Политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если:

лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;

лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах»;

лицо представило заведомо ложные сведения;

лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;

лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Сложно сказать будет ли рассмотрено заявление, но такое право у Вас есть. Обратитесь в ФМС с заявлением о предоставлении политического убежища.

  • 1853 ответа
  • 735 отзывов

Российская Федерация в 1992 году присоединилась к Конвенции ООН 1951 года и Протоколу 1967 года, касающимся статуса беженцев. Российская Федерация предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища на ее территории, путем:

  • предоставления политического убежища;
  • признания беженцем;
  • предоставления временного убежища.

Предоставление политического убежища

Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746. Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальные органы ФМС России.

О политическом убежище значит у вас речь идти не может, поскольку вы не занимаетесь общественно политической деятельностью.Признание беженцем

Основной формой предоставления защиты иностранным гражданам в Российской Федерации является признание беженцем в соответствии с законодательством о беженцах. Порядок признания беженцем регулируется Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528–1 «О беженцах». В соответствии с положениями Закона иностранный гражданин, находящийся за пределами государства гражданской принадлежности может обратиться с ходатайством о признании беженцем в российское загранпредставительство, на границе либо на территории Российской Федерации. Ходатайства, принятые загранпредставительствами, рассматривает и принимает по ним решения ФМС России.

Вот получить статус беженца можно, это тоже ваша защита.Предоставление временного убежища

В соответствии с положениями статьи 12 Закона и постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» иностранным гражданам, которым отказано в признании беженцем в Российской Федерации и которые не могут быть высланы за пределы Российской Федерации из гуманных побуждений, может быть предоставлено временное убежище. Временное убежище — это своего рода «гуманитарный статус» или отложенная высылка. Для получения временного убежища в Российской Федерации заявитель должен обратиться с соответствующим заявлением в территориальные органы ФМС России.

лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации О беженцах ;.

Политическое убежище в странах ЕС

В 2009 году политического убежища на Западе искало почти 318 тысяч человек. [источник не указан 167 дней] Однако статус “политических беженцев” получила только четверть соискателей. По данным Eurostat, это на три тысячи человек больше, чем в предыдущем году. [источник не указан 167 дней] В 2009 году самой большой группой признанных беженцев стали выходцы из Сомали – 13 425 человек, за ними следуют граждане Ирака – 13 тысяч, и Афганистана – чуть более семи тысяч. Больше всех беженцев в минувшем году приняла Великобритания – двенадцать с половиной тысяч человек, за ней следует Германия, принявшая чуть более двенадцати тысяч беженцев, на третьем месте Франция – 10 000 человек. [источник не указан 167 дней]

Россияне оседают в Польше, Австрии, Франции и Бельгии [источник не указан 167 дней]

Россиян в общем потоке беженцев, приехавших в Европу в 2009 году, эксперты насчитали более 5,7 тысячи человек. При этом более полутора тысяч из них сумели получить убежище в Австрии [источник не указан 167 дней] , более одной тысячи – во Франции [источник не указан 167 дней] , 335 выходцев из России осели в Бельгии [источник не указан 167 дней] . Несколько десятков эмигрантов из РФ остались в республиках Балтии. Но больше всего российских беженцев получили политическое убежище в Польше: в 2009 году их было более двух с половиной тысяч человек. [источник не указан 167 дней]

Эксперты полагают, что срабатывало узаконенное положение, когда беженец должен попросить убежище не в стране, в которую он стремился в конечном итоге, а в “первой безопасной” за пределами его Родины. [источник не указан 167 дней] На пути в Западную Европу такой страной для многих беженцев из России была Польша. [источник не указан 167 дней]

По словам председателя Германо-Кавказского общества Эккехарда Маса (Ekkehard Maaß), в Германии участились случаи отправки в Россию чеченских беженцев, которым грозит опасность на Родине. [источник не указан 167 дней] “Причем, среди тех, кого отправляют назад,- подчеркивает Мас,- немало людей, проживших в Германии уже десять и более лет. Их дети ходят в немецкие школы, интегрированы в немецкое общество, неплохо говорят по-немецки”.

Претендентам на статус политических беженцев нередко предоставляют временное право на проживание, пока соответствующие ведомства не примут решения о признании или непризнании за ними такого статуса. В течение всего времени ожидания, которое может растянуться на многие годы, у претендентов на политическое убежище нет права на работу, на курсы по немецкому языку, они живут в изоляции от немецкого общества, отмечает Эккехард Мас.

Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Чеченские беженцы опасаются мести Рамзана КадыроваПричины отказа в предоставлении убежище, по его убеждению, во многих случаях кроятся в том, что чеченцы, прибывающие в Германию, боязливы и не доверяют чиновникам. “Некоторые чеченцы бояться рассказывать о конкретных случаях их преследования, потому что не уверены в том, что эта информация не будет передана через германские органы российским спецслужбам. А родственникам, оставшимся в Чечне, по их мнению, будет грозить опасность”,- говорит Мас.

Более того, по словам Маса, чеченским мужчинам часто гордость не позволяет рассказывать в подробностях о том, как их преследовали, унижали и подвергали пыткам на родине. Иногда они, пытаясь скрыть какую-то личную информацию, дают довольно противоречивые объяснения причин своего бегства из Чечни. В ответ на это немецкие чиновники отказывают им в предоставлении статуса политических беженцев.

“Я лично знаком с чеченским беженцем, которому в Чечне во время пыток отбили почку, сломали ногу, – рассказал Эккехард Мас корреспонденту Deutsche Welle. – Однако во время собеседования с сотрудником Федерального ведомства по делам миграции и беженцев, чеченец не стал об этом рассказывать, потому что ему не позволяла кавказская гордость”. Когда претендентам на статус беженцев приходит отказ, они по рекомендации друзей или консультантов опротестовывают это решение, и в ход запускаются бюрократические механизмы, которые могут затянуть рассмотрение дела на долгие годы.

В Германии, по данным председателя Германо-Кавказского общества, на сегодняшний день проживает около 15 тысяч выходцев из Чечни, но далеко не всем из них удалось получить статус беженцев, а многим грозит депортация на родину.

Эккехард Мас утверждает, что тем, кого ждет высылка из Германии, грозит опасность в Чечне. В России они чаще всего вынуждены жить нелегально, на них не распространяются социальные льготы, медицинские страховки, у них нет жилья, нет официальной работы, они практически предоставлены самим себе.

“На родине, в Чечне, есть опасность, что депортированных из Германии или других стран ЕС беженцев заподозрят в том, что они не поддерживают диктатора Кадырова. Одного этого уже достаточно, чтобы попасть в тюрьму и даже лишиться жизни”,- уверен Эккехард Мас,выступающий в защиту чеченских террористов.

Одного этого уже достаточно, чтобы попасть в тюрьму и даже лишиться жизни ,- уверен Эккехард Мас,выступающий в защиту чеченских террористов.

Добавить комментарий